Международные отношения
Данная статья рассматривает Ибероамерику как макрорегион, который включает в себя страны Пиренейского полуострова и государства Латинской Америки, обладающие уникальной идентичностью и объединенные в первую очередь на основе общности культуры и языка. Настоящее исследование опирается на теоретическое рассмотрение понятия «идентичность» с позиции социального конструктивизма, предлагая собственную трактовку термина и рассматривая значимость самоидентификации акторов для принятия политических решений и развития механизмов многосторонней дипломатии. На основе достижений российских и зарубежных исследователей темы обобщены основные аспекты ибероамериканской идентичности, рассмотрено практическое воплощение интеграционных идей через призму Ибероамериканского сообщества наций и института Ибероамериканских саммитов, а также выделены основные трудности на пути формирования Ибероамерики как политико-экономического и социокультурного пространства.
В статье анализируется геополитическое противостояние между Соединенными Штатами и Китаем в Латинской Америке. Целью работы является определение причин уменьшения стратегических возможностей США как главного регионального актора. Задачами работы являются объяснение внутриполитического и международного контекста, выявление ключевых интересов Вашингтона и Пекина в Центральной и Южной Америке, анализ механизма принятия внешнеполитических решений в США и КНР. Автор выделяет два проблемных блока: стратегический и системный. Первый включает в себя особенности политэкономического сотрудничества стран региона с обеими державами. Второй относится к подробному изучению структуры и функционирования механизма принятия внешнеполитических решений в США и Китае. Поставки вакцины и развертывание 5G будут использованы в качестве кейсов для объяснения этих аспектов.
После окончания Холодной войны спектр основных интересов Соединенных Штатов постепенно смещался в сторону Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. В Латинской Америке образовался «вакуум лидерства», который мог заполнить Китай.
Неспособность американского политического истеблишмента выработать новую концепцию по выстраиванию диалога с южными соседями стала одной из причин успеха Поднебесной. Идеологические противоречия и использование ценностного подхода негативно отражались на отношениях США с латиноамериканскими странами.
Китай больше концентрировался на развитии экономического сотрудничества и не настаивал на реформировании политической системы. Пекин выстраивал свое влияние на платформе проекта «Один пояс-один путь». Новые инфраструктурные инициативы, расширение инвестиционных потоков дали возможность китайским фармацевтическим и технологическим компаниям заключить ряд выгодных сделок с местными правительствами и частными поставщиками, вытеснив западные аналоги.
Кроме того, упрощенная система принятия внешнеполитических решений, выраженная отсутствием системы сдержек и противовесов, позволила сконцентрировать неограниченные полномочия в руках президента КНР. Это повышает эффективность стратегических подходов Китая, однако одновременно делая их менее прикладными в долгосрочной перспективе.
Данная статья посвящена анализу особенностей, динамики и тенденций сотрудничества США и ЕС в сфере борьбы с терроризмом (2001–2021 гг.), которое является одним из приоритетов взаимодействия партнеров в области обеспечения безопасности, но в то же время связано с рядом противоречий, осложняющих трансатлантические отношения. В статье будут рассмотрены не только внешнеполитические аспекты сотрудничества США и ЕС в сфере борьбы с терроризмом, но и менее освещенные аспекты их отношений, такие, как особенности нормативно-правовой базы антитеррористического сотрудничества, компаративный анализ стратегий, основные противоречия и влияние внутренних подходов партнеров на развитие взаимодействия. Комплексное изучение проблематики антитеррористического взаимодействия ЕС и США в период 2001–2021 гг. с опорой на исследования зарубежных и отечественных ученых позволит дать
оценку перспективам развития трансатлантического сотрудничества. Автор пришел к выводу о том, что международное сотрудничество США и ЕС, которому дали толчок теракты 11 сентября 2001 г., привело не только к увеличению обмена важнейшей информацией, предотвращению террористических актов и развитию военного сотрудничества, но и к росту противоречий между партнерами. Среди
основных противоречий отметим стремление США занять позицию старшего партнера в сфере борьбы с терроризмом и их односторонние акции, подрывающие суверенитет европейских стран, а также наличие порой противоречащих друг другу принципов, лежащих в основе их антитеррористических подходов. Однако, несмотря на разногласия, трансатлантическое сотрудничество в области борьбы с терроризмом не теряет своей значимости для партнеров, отвечая их ключевым интересам и отличаясь общностью целей и ценностей. Эту отличительную особенность следует учитывать при формировании внешнеполитического курса РФ.
Мировая экономика
Бельгия и Нидерланды на протяжении многих десятилетий являлись локомотивами интеграционных процессов в Европе, отдавая приоритет экономическим аспектам европейского строительства. Исследуемые страны сыграли важную
роль в становлении Европейского Союза — единственного в мире интеграционного объединения, которому удалось достичь стадии Экономического и валютного союза (ЭВС). В рамках еврозоны наднациональными институтами проводится единая денежно‑кредитная политика. В то же время об эффективности ЭВС ведется множество дискуссий с момента его основания — эксперты критикуют объединение за отсутствие гибкости монетарной политики. Особенно остро это проявляется в период кризисов, когда европейские экономики одна за другой переходят в фазу спада
и вследствие унификации валютной политики не могут предпринять эффективных мер. Поэтому рассматриваемая автором тема особенно актуальна в период текущего коронакризиса. В рамках статьи рассмотрена роль отдельных стран, Бельгии и Нидерландов, являющихся ядром европейского строительства, в сложных и многогранных процессах интеграции, затрагивающих интересы большинства государств континента и оказывающих влияние на функционирование стран-членов европейского сообщества. Этим определяется научная новизна представленной работы. Цель данного исследования — изучение роли Бельгии и Нидерландов в процессе валютной интеграции, а также анализ экономических последствий вступления данных стран в зону евро. Основная часть работы состоит из трех разделов. В первом автор рассматривает участие исследуемых стран в валютной интеграции в 1970-х–1999 гг.: подходы Бельгии и Нидерландов к данному процессу, их участие в различных валютных механизмах («Европейская валютная змея»,
Европейская валютная система и другие), соответствие стран Маастрихтским критериям перед вступлением в еврозону. Во втором разделе автор показывает, как участие в ЭВС повлияло на состояние экономик двух стран, а также на их экономическое сотрудничество с европейскими партнерами. В третьем разделе анализируется влияние антикризисных программ наднациональных институтов (в период кризиса 2008–2009 гг., кризиса зоны евро, текущего «коронакризиса») на экономики Бельгии и Нидерландов. В результате исследования автор приходит к следующему выводу: вступление в зону евро, в целом, имело позитивные последствия для экономик Бельгии и Нидерландов, грамотная политика ЕЦБ способствовала относительно спокойному преодолению экономических кризисов этими странами. Однако принципы европейской солидарности способны создавать определенные сложности для исследуемых государств.
Взаимодействие Туркменистана с регионами мира и с ведущими странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является важной частью политических и экономических отношений в Центральной Азии. Более того, после распада СССР в Центральной
Азии возникло новое геополитическое пространство, находящееся на пересечении стратегических торговых путей и богатое ресурсами, что представляет огромный интерес для великих держав и для региональных акторов — происходит формирование «Новой Большой Игры» за контроль над регионом. Поэтому Туркменистан вместе со всем
регионом превращается в «площадку» столкновения интересов этих полюсов влияния, ибо находится на стыке сразу четырёх сторон света — Севера (ЕАЭС),
Юга (Иран, Турция), Запада (США, ЕС) и Востока (КНР). Целью данной статьи является анализ экономических отношений Туркменистана с главными странами ЕАЭС, сравнение интенсивности этих отношений с контактами Туркмении с другими акторами — Югом, Западом и Востоком, в контексте Новой Большой Игры. В статье даётся характеристика темпов и структуры товарооборота Туркменистана с Россией, Белоруссией, Казахстаном, Турцией, Ираном, США, странами ЕС и Китаем, а также приводятся геополитические оценки действий этих игроков в регионе. В работе использованы методы экономического и геополитического анализа, а также мониторинга СМИ. По результатам работы можно сделать следующие выводы: 1) Юг сумел построить весьма продуктивный экономический диалог с Туркменистаном, однако его влияние остаётся не слишком значительным из-за нехватки ресурсов и соперничества между Ираном и Турцией; 2) Западу
также в целом удалось построить с Туркменистаном довольно интенсивные экономические отношения, но в этих контактах наблюдается серьёзная нестабильность, а вывод войск США из Афганистана свидетельствует о том, что влияние Запада серьёзно
поколеблено как в Туркменистане, так и в Центральной Азии в целом; 3) Наибольших успехов в построении прочных экономических отношений с Туркменистаном добился Китай, и именно он имеет наибольшее влияние на обстановку в Туркменистане, заодно укрепляя свои позиции во всём регионе; 4) Север имеет все шансы, чтобы восстановить свои позиции в Туркменистане и укрепить своё положение в регионе в целом, несмотря на противоречия в российско-туркменских отношениях и уступающие китайским темпы торговли, которые находятся примерно на уровне торговли Туркмении с Югом.
История международных отношений
В статье всестороннее анализируется феномен нейтралитета Португалии в ходе Второй мировой войны. Анализ произведен методом единичного ситуационного анализа через исторический и экономико-статистический инструментарий. Исследовательской задачей статьи автор ставит выявление ключевых особенностей нейтралитета Португалии во время Второй мировой войны через выявление его причин, особенностей и ключевых аспектов. В первой части статьи содержится анализ причин португальского нейтралитета: экономическая и военная слабость, оставшийся после Первой мировой войны «синдром» негативного опыта участия в мировой войне, а также нежелание вступать в войну ни против союзников по антигитлеровской коалиции, в частности, Великобритании, с которой Португалию связывали многовековой союз и глубокие экономические связи, ни против Оси, страны которой были идеологически близки Португалии. Автор также исследует политику «лавирования» между союзниками и странами Оси с военно-политической и экономической точек зрения. В военно-политическом отношении Португалия действительно сохраняла нейтралитет до начала коренного перелома в 1943 году, после которого, не вступая в войну, склонилась на сторону союзников, предоставив США и Великобритании доступ к военным базам. В экономическом смысле Португалия строго придерживалась «классического нейтралитета». Кроме того, в статье анализируется политика Португалии в деле достижения «иберийского нейтралитета», то есть невступления в войну Испании. Автор приходит к выводу, что португальский нейтралитет можно назвать «классическим» как в экономическом плане, так и, с оговорками, в политическом плане. Португальский нейтралитет представляет собой уникальный случай невовлечения колониальной державы в мировую войну и пример удачного и гибкого балансирования между двумя противоборствующими блоками.
ISSN 2949-6365 (Online)