Preview

Международный аспект

Расширенный поиск
Том 1, № 1 (2020): Идеи и идеологии
Скачать выпуск PDF

История международных отношений

33-43 164
Аннотация

В работе рассматривается проявление национализма в режиме Аугусто Пиночета — диктатора, правившего в Чили в 1973 — 1990 гг. Актуальность исследования состоит в том, что, хотя Чили является одним из наиболее развитых государств Латинской Америки, в нем существуют глубокие внутренние социальные противоречия, большой разрыв между богатыми и бедными, что и в наше время периодически выливается в народные волнения. Корень данной проблемы следует искать в экономических и социальных реформах военной хунты, которые было бы бессмысленно анализировать без углубленного изучения националистической основы ее политики.

Целью исследования является изучение проявления национализма в режиме А. Пиночета, особенностей риторики военной хунты в том, что касается чилийского национального вопроса. Автор пытается ответить на вопрос, был ли национализм исторической необходимостью для выхода Чили из глубокого кризиса или же инструментом в руках политической элиты государства, позволявшим, прикрываясь ориентацией на национальные интересы, реализовывать свои цели и манипулировать обществом. Литература по данной теме неоднозначна: трактовка реформ и итогов правления Пиночета часто зависит от личного отношения исследователя к фигуре этого политика. Данная статья основана на комплексном анализе исторических источников и исследований ученых, представляющих различные мнения и школы, и призвана дать объективный анализ внутренней и внешней политики хунты и ее националистическому аспекту. Анализ внутренней политики включает экономические, социальные и политические реформы. Статья детально рассматривает международные отношения Чили с другими государствами Латинской Америки и с США; внешние контакты с другими странами мира не представляют инте-реса для изучения, так как Западная Европа отказалась сотрудничать с диктаторским режимом, нарушавшим права человека, а со странами социалистического блока Пиночет разорвал дипломатические отношения.

44-52 106
Аннотация

В данной статье проанализирована эволюция кубино-алжирских отношений в 1960-е гг. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, сравнительно незначительной её разработкой в среде отечественных исследователей. В ходе исследования рассмотрены ключевые работы отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих данную тему. Описаны основные императивы внешней политики Кубы в период после революции 1959 г. В работе рассмотрены основные идеологические предпосылки развития отношений между двумя странами, а также влияние международной обстановки на их формирование. Автором выявлены причины, в соответствии с которыми именно алжирское направление стало ключевым для африканского вектора внешней политики Кубы. Проанализирована роль кубинской военной помощи в ходе алжиро-марокканского конфликта, включая поставки вооружений и действия кубинских военных специалистов в период конфликта. Затронут такой аспект двустороннего сотрудничества Кубы и Алжира, как отправка кубинских медицинских миссий в данное государство. Дана оценка важности кубино-алжирских отношений в русле развития внешней политики Кубы в Африке. Описано сокращение кубино-алжирского сотрудничества во второй половине 1960-х гг.

Мировая экономика

22-32 100
Аннотация

Сохраняя приверженность интеграционным процессам в Европе с самого их зарождения, Италия остаётся одной из ключевых участниц институтов Европейского Союза. Однако последние десятилетия на национальном и наднациональном уровнях все острее встает традиционная для страны проблема нестабильности финансового сектора, коллапс которого может быстро распространиться на остальные страны еврозоны. В этой связи предотвращение краха итальянских банков становится приоритетом для всех участниц еврозоны. Цель статьи заключается в анализе успешности применения общих для еврозоны правил урегулирования банковских кризисов, введенных в рамках Банковского союза, на примере Италии. Акцент делается на исследовании особенностей применения итальянским руководством нового принципа урегулирования проблем банковской ликвидности — bail-in. Данный механизм призван минимизировать рекапитализации банков со стороны государства как меру преодоления последствий финансовых кризисов, а следовательно, переложить бремя ответственности за «спасение» банков с налогоплательщиков на финансовый сектор. В статье анализируется, как итальянское правительство, начиная с 2016 г., продолжает оказывать поддержку национальным банкам за счет средств бюджета, пользуясь неоднозначностью формулировок в правилах Банковского Союза. Автор ставит задачи изучения механизма bail-in, выяснения причин допущения оговорок для итальянской стороны в его применении и последствий таких решений. Уделяется внимание влиянию прецедента на другие страны еврозоны, которые также могут начать действовать в обход установленных процедур. Подчеркивается, что текущая мировая ситуация с пандемией коронавируса вновь поставила под угрозу банковский сектор стран еврозоны и, в частности, Италии, и теперь те антикризисные меры, которые будут приниматься на национальном и наднациональном уровнях, могут стать решающими в определении будущего ЕС как      интеграционной группировки. В качестве вывода автор предлагает один из возможных вариантов решения проблемы — модификация правил Банковского союза за счет более четкого и однозначного формулирования ключевых понятий в банковском законодательстве стран ЕС, что позволило бы устранить препятствия на пути дальнейшего интеграционного процесса.

Международные отношения

6-13 194
Аннотация

В данной статье исследуется проблема противодействия исламскому терроризму со стороны Индонезии после теракта 11 сентября 2001 года, сложностей, успехов и перспектив в данной области. Актуальность данной статьи заключается в том, что после поражения ИГИЛ на Ближнем Востоке Юго-Восточная Азия рискует стать главным центром деятельности экстремистов, что в первую очередь коснётся Индонезии как страны с крупнейшей в мире мусульманской общиной (229 миллионов мусульман, тогда как, например, в Саудовской Аравии, хранительнице двух святынь, всего 31,8 миллиона).

Данная статья состоит из двух частей.

В первой части рассматриваются проблемы, которые необходимо решить для победы над терроризмом. Среди них: преобладание мусульманского населения и необходимость считаться с его мнением по данному вопросу, недостаточно эффективное сотрудничество между странами АСЕАН, распространённость радикального ислама не только среди низших слоёв общества, но и среди интеллигенции, вопрос о повышении роли армии в стране и её возможной заинтересованности в терроризме, вопрос о репатриации индонезийских террористов и их семей из-за рубежа, схожесть политических партий и вакуум в определённых частях политического спектра, прежде всего левой его части, что приводит к отсутствию выбора. Вторая часть посвящена международному взаимодействию Индонезии в сфере борьбы с терроризмом. Возможно сотрудничество с США и Россией. Необходима помощь Филиппинам и Мьянме, внутренние конфликты в которых притягивают радикалов из разных стран. Главными же союзниками Индонезии являются её соседи — Таиланд, Сингапур и Малайзия. В последние годы взаимодействие в рамках АСЕАН набирает обороты и стороны всё больше переходят от слов к конкретным действиям, таким как обмен информацией и опытом, совместное патрулирование границ. Главное, от чего зависит успех антитеррористической борьбы — готовность стран АСЕАН к влиянию на внутренние дела друг друга, когда того требуют обстоятельства.

 

14-21 128
Аннотация

Цель данной статьи – рассмотреть положительное влияние диаспор киргизов, армян, белорусов и казахов в России на интеграцию в рамках Евразийского Экономического Союза. Важность исследования объясняется тем, что ЕАЭС – наиболее динамично развивающаяся интеграционная группировка на постсоветском пространстве, и вклад в его развитие вносят или потенциально могут внести диаспоры, однако им уделяется мало внимания.

Диаспора отличается рядом признаков: сложной этнической идентичностью, происхождением в результате этнической миграции, противостоянием ассимиляции, связями со страной происхождения и пребывания, созданием собственных институтов. Диаспоры могут играть позитивную и деструктивную политическую роль в международных отношениях. При этом в диаспоре можно выделить элиты, которые могут иметь политическое влияние, и прочих членов диаспоры, которые устанавливают экономические и социальные связи со страной происхождения.

В качестве материала для рассмотрения позитивного вклада диаспор в евразийскую интеграцию были взяты выступления лидеров организаций диаспор, материалы СМИ, интервью дипломатов. Киргизская диаспора уделяет особое внимание обустройству трудовых мигрантов в России и решению их проблем. Армянская диаспора выступает с инициативами многосторонних форумов и экономического сближения. Белорусская диаспора концентрируется на деятельности Союзного Государства Беларуси и России больше, чем на деятельности ЕАЭС. Казахская диаспора не проявляет инициатив в евразийской интеграции.

В целом, наиболее активно себя проявляют киргизская и армянская диаспоры, что может быть объяснено их заинтересованностью в интеграционных процессах, а в случае с армянской диаспорой — также большим историческим опытом самоорганизации и взаимодействия со странами происхождения и пребывания. Для белорусской диаспоры в силу более длительного времени существования, обширной правовой базы, широкого круга областей интеграции и исторических связей с Россией проект Союзного Государства представляется более важным, чем ЕАЭС. Казахская диаспора менее консолидирована и не стремится влиять на текущие интеграционные процессы. В то же время, власти страны пребывания и стран происхождения используют потенциал диаспор в неполной мере.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6381 (Print)
ISSN 2949-6365 (Online)