Preview

Международный аспект

Расширенный поиск

Италия и Банковский союз в посткризисный период

Аннотация

Сохраняя приверженность интеграционным процессам в Европе с самого их зарождения, Италия остаётся одной из ключевых участниц институтов Европейского Союза. Однако последние десятилетия на национальном и наднациональном уровнях все острее встает традиционная для страны проблема нестабильности финансового сектора, коллапс которого может быстро распространиться на остальные страны еврозоны. В этой связи предотвращение краха итальянских банков становится приоритетом для всех участниц еврозоны. Цель статьи заключается в анализе успешности применения общих для еврозоны правил урегулирования банковских кризисов, введенных в рамках Банковского союза, на примере Италии. Акцент делается на исследовании особенностей применения итальянским руководством нового принципа урегулирования проблем банковской ликвидности — bail-in. Данный механизм призван минимизировать рекапитализации банков со стороны государства как меру преодоления последствий финансовых кризисов, а следовательно, переложить бремя ответственности за «спасение» банков с налогоплательщиков на финансовый сектор. В статье анализируется, как итальянское правительство, начиная с 2016 г., продолжает оказывать поддержку национальным банкам за счет средств бюджета, пользуясь неоднозначностью формулировок в правилах Банковского Союза. Автор ставит задачи изучения механизма bail-in, выяснения причин допущения оговорок для итальянской стороны в его применении и последствий таких решений. Уделяется внимание влиянию прецедента на другие страны еврозоны, которые также могут начать действовать в обход установленных процедур. Подчеркивается, что текущая мировая ситуация с пандемией коронавируса вновь поставила под угрозу банковский сектор стран еврозоны и, в частности, Италии, и теперь те антикризисные меры, которые будут приниматься на национальном и наднациональном уровнях, могут стать решающими в определении будущего ЕС как      интеграционной группировки. В качестве вывода автор предлагает один из возможных вариантов решения проблемы — модификация правил Банковского союза за счет более четкого и однозначного формулирования ключевых понятий в банковском законодательстве стран ЕС, что позволило бы устранить препятствия на пути дальнейшего интеграционного процесса.

Об авторе

Алена Шмалько
МГИМО
Россия


Список литературы

1. Пищик В. Я. Институциональные механизмы регулирования внешних дисбалансов в европейском Экономическом и валютном союзе//Экономика. Налоги. Право. – 2018.

2. –Т.11.–№.6.

3. Салинг Корнелия, Гусаков Николай Павлович. Банковский союз ЕС: проблемы фи-нансовой стабильности// Современная Европа. 2018. №4 (83).

4. Щепелева М. А. Подходы к оценке риска финансового сектора//Вестник МГИМО Университета. – 2014. – №. 6 (39).

5. Barbagallo C. Veneto Banca e Banca Popolare di Vicenza //Senato della Repubblica–Camera dei Deputati, Commissione Parlamentare di inchiesta sul sistema bancario e finanziario, Rome. – 2017.

6. BIS. Definition of capital in Basel III. URL: https://www.bis.org/fsi/fsisummaries/defcap_ b3.pdf (accessed 1 May 2020)

7. Coletta M., Santioni R. Le Obbligazioni Bancarie Nel Portafoglio Delle Famiglie Italiane // Bank of Italy Occasional Paper. – 2016. – №. 359.

8. Commission decision of 22.11.2015 on the State Aid. URL: https://ec.europa.eu/competition/ state_aid/cases/261428/261428_1951636_241_2.pdf (accessed 1 May 2020)

9. EBA Basel monitoring exercise. URL: https://eba.europa.eu/eba-publishes-results-of-the-basel-iii-monitoring-exercise-as-of-of-31-december-2014 (accessed 1 May)

10. EU-wide stress testing. URL: https://eba.europa.eu/risk-analysis-and-data/eu-wide-stress-testing (accessed 1 May 2020)

11. European Banking Authority. EBA at a glance. URL: https://eba.europa.eu/about-us/eba-at-a-glance (accessed 1 May 2020)

12. European Banking Authority. Pandemic emergency purchase programme (PEPP). URL: https://www.ecb.europa.eu/mopo/implement/pepp/html/index.en.html (accessed 5 May 2020)12.

13. European Banking Authority. Results of 2014 EU-wide stress test. URL: https://eba.europa. eu/sites/default/documents/files/documents/10180/851779/634773ab-9996-498f-be71-5cb5be041c82/2014%20EU-wide%20ST-aggregate%20results.pdf?retry=1. (accessed 1 May 2020)

14. European Banking Authority. Risk assessment of the European banking system. – Publications Office of the European Union, 2020.

15. European Commission. Press release. 25 June 2017. URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/IP_17_1791 (accessed 1 May 2020)

16. European Commission. Press release. 4 July 2017. URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/IP_17_1905 (accessed 5 May 2020)

17. European Commission. Press release. 7 June 2017. URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/IP_17_1556 (accessed 1 May 2020)

18. European Commission. State Aid Scoreboard 2019. URL: https://ec.europa.eu/competition/ state_aid/scoreboard/index_en.html (accessed 1 May 2020)

19. European Council. Single Resolution Mechanism. URL: https://www.consilium.europa.eu/ en/policies/banking-union/single-resolution-mechanism/ (accessed 1 May 2020)

20. European parliament. Banks Net Exposure to Home Sovereign. 23 March 2015. URL: https:// www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2015/542651/IPOL_ATA(2015)542651_ EN.pdf (accessed 1 May 2020)

21. European parliament. Briefing. July 2017. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/ etudes/BRIE/2017/587392/IPOL_BRI(2017)587392_EN.pdf (accessed 2 May 2020)

22. Gros D. Who holds Italian government debt? A Primer. CEPS Policy Insight No 2019-11/June 2019. – 2019. P. 3.

23. Il pensionato suicida, il racconto della moglie: «È tardi, lei ha firmato» // Corriere della

24. sera. URL: https://roma.corriere.it/notizie/cronaca/15_dicembre_11/pensionato-suicida-racconto-moglie-tardi-lei-ha-firmato-5394d51c-9fd6-11e5-9e42-3aa7b5e47d96.shtml (accessed 4 May 2020)

25. IMF. Transcript of the April 2020 Fiscal Monitor Press Briefing. URL: https://www.imf.org/en/ News/Articles/2020/04/15/tr041520-transcript-of-the-april-2020-fiscal-monitor-press-briefing (accessed 5 May 2020)

26. International Monetary Fund. Country report 20/81. – 2020.

27. Italy emerges as biggest obstacle to eurozone banking union // Financial Times. URL: https:// www.ft.com/content/b9dea3b6-3384-11ea-a329-0bcf87a328f2?segmentid=acee4131-99c2-09d3-a635-873e61754ec6 (accessed 4 May 2020)

28. Italy government approves rescue of Popolare di Bari bank// Reuters. URL: https://www. reuters.com/article/us-italy-banks-popolare-di-bari-decree-idUSKBN1YJ0N9 (accessed 4 May 2020)

29. L’Osservatorio sui conti pubblici italiani: il debito italiano potrebbe salire al 157,6% del Pil

30. // La Stampa. URL: https://www.lastampa.it/economia/2020/04/11/news/ocpi-il-debito-italiano-potrebbe-salire-al-157-6-del-pil-1.38707464 (accessed 6 May 2020)

31. OJC. Communication from the Commission (Banking Communication)//Official Journal of the European Union. – 2013.


Рецензия

Для цитирования:


Шмалько А. Италия и Банковский союз в посткризисный период. Международный аспект. 2020;1(1):22-32.

For citation:


Shmalko A. Italy and the Banking Union in the Post-Crisis Period. International Aspect. 2020;1(1):22-32. (In Russ.)

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6381 (Print)
ISSN 2949-6365 (Online)