История международных отношений
В данной статье представлен анализ деятельности растафарианской общины в контексте активно шедших деколонизационных процессов на Ямайке. Для достижения поставленной цели – оценки роли растафарианской общины в деколонизации Ямайки – были поставлены задачи, связанные с анализом идеологической базы растафари, изучением роли духовных лидеров этой религиозной конфессии в ямайской позднеколониальной политике, а также оценкой влияния растафарианских идей на постколониальном пространстве. Научная новизна данной работы заключается в рассмотрении растафарианского движения не только как негосударственного актора международных отношений, но и как активного участника деколонизации. В ходе исследования поставленная гипотеза о растафарианском влиянии на разрыв Ямайки с британской метрополией была доказана путём исследования деятельности растафари как с помощью источников, оставленных духовными лидерами данного движения, так и с помощью научных работ по данной теме, которые позволили подтвердить крайне негативную и в чём-то весьма резкую реакцию на данную конфессию британских колониальных властей. Движение растафари за короткий срок сумело пережить множество метаморфоз, связанных с необходимостью адаптироваться под быстро менявшиеся условия позднеколониальной Ямайки. Фактически, данное движение, славящее императора Эфиопии и стремящееся к радикальной деколонизации и удовлетворению панафриканских устремлений, сыграло роль важного антипода умеренным сторонникам деколонизации в лице Нормана Мэнли и Александра Бустаманте, профсоюзных лидеров, стремившихся сохранить как Вестминстерскую систему, так и дружественные отношения между Лондоном и Кингстоном. Растафарианцы же, желавшие кардинального изменения ямайской внутренней и внешней политики, под влиянием репрессивных мер колониальной администрации пережили серьёзную радикализацию, которая рисковала обернуться либо гражданской войной, либо множественными насильственными акциями против британцев. Дальнейшее развитие в постколониальном мире растафарианской общины позволило ей отказаться от доктрины чёрного супрематизма и радикализма, сфокусировавшись на панафриканизме и мирном влиянии на правительства Африки и Карибского региона.
В статье приведены результаты исследования деятельности кубинской интернациональной миссии в Анголе с момента обретения последней независимости от Португалии в 1975г. до полного вывода кубинских военных и гражданских специалистов с территории республики в 1991г. С использованием описательно-повествовательного и количественного методов анализу подвергается сотрудничество Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) и Кубы в сфере образования и здравоохранения: его значение для развития ангольского общества и для качества жизни ангольцев. Оценивается масштаб задействования кубинских специалистов в ангольских образовательных имедицинских учреждениях.
Рассматриваются долгосрочные последствия кубинско-ангольского сотрудничества как для развития социальной сферы Анголы, так и для ее общества и государства. Обосновывается двойственность влияния на ангольское общество кубинской миссии, проявляющаяся в формировании устойчивой зависимости ангольских систем образования и здравоохранения от иностранной помощи и сдерживании их развития при значительном положительном воздействии данного сотрудничества на ангольскую социальную сферу и, в перспективе, на ее экономику. Отмечается высокое значение кубинской гражданской помощи Анголе для поддержания порядка и власти МПЛА на подконтрольной ей территории, ставшего необходимым условием победы этого движения в гражданской войне.
В статье рассматриваются работы общественных и политических деятелей Ирана, воззрения которых оказали определяющее влияние на формирование дискурса Исламской революции 1978 – 1979 гг. Революция в Иране вызвала широкий международный резонанс и привлекла внимание многих исследователей. Тем не менее, соотношение между религиозными и светскими силами, идейно-политическая ориентация участников революции и ее значение для последующего развития Ирана и стран исламского мира остаются предметом полемики, особую остроту которой придает продолжающийся конфликт между политическим режимом современного Ирана и оппозиционными группировками. Десятилетиями ранее водораздел между политическими силами Ирана проходил по вопросам
модернизации. Почему эта проблема оказалась ключевой для политического процесса? Какое отношение к модернизации сформулировали теоретики Исламской революции? И какова связь между антиколониальной повесткой революции и взглядами ее идеологов на модернизацию? Целью исследования является ответ на эти вопросы. Описание концепций идеологов Исламской революции и проведенный в статье сравнительный анализ позволяют ответить на поставленные вопросы и сформировать представление об основных религиозно-политических дискурсах Исламской революции. Это представление является обязательным условием для комплексной оценки идейнотеоретической базы Исламской революции, которая должна быть принята во внимание в контексте исследований последних десятилетий истории Ирана и политических процессов в исламских странах.
Международные отношения
В статье рассматриваются динамика и перспективы отношений Исламской Республики Иран (ИРИ) и африканских государств. Актуальность исследования обусловлена тем, что с приходом к власти в Иране в августе 2021 года администрации президента И. Раиси возникли перспективы существенной корректировки внешнеполитического курса Ирана, в связи с чем Африка стала одним из перспективных направлений внешнеполитической деятельности Исламской Республики. В первой части работы даны краткий экскурс в историю связей ИРИ со странами Африки с 1979 г. и обзор современного состояния отношений. Далее выявлены взаимные интересы сторон, проанализированы факторы, способствующие и препятствующие расширению взаимодействия. Рассмотрены позитивный и негативный сценарии развития отношений в краткосрочной перспективе. Для составления наиболее полного мнения по изучаемому вопросу авторы постарались затронуть широкий спектр факторов ирано-африканского взаимодействия. Были задействованы различные по региону происхождения источники (иранские, африканские,
арабские, западные, российские), что позволяет взглянуть на проблему с различных позиций и представить наиболее объективную оценку дальнейшего взаимодействия государств. Утверждается, что наиболее сильное влияние на состояние и перспективы отношений Ирана и Африки оказывают их экономический, политический и идеологический аспекты, а также вопросы безопасности. Также показано, что Иран на сегодняшний день делает акцент на политическом и религиозном продвижении в Африке, в то время как африканские государства более всего заинтересованы в экономическом сотрудничестве с ИРИ. Проведенный анализ позволяет констатировать, что развитие ирано-африканских отношений имеет большее значение для Ирана, чем для его африканских партнёров. Несмотря на определенные выгоды, которые стороны могут извлечь в результате сотрудничества, существенный рывок на данном поле в ближайшие годы маловероятен, что связано как с неоднозначными элементами иранского проникновения в Африку, так и конкурентными преимуществами соперников Ирана, их большей привлекательностью для африканских государств.
ISSN 2949-6365 (Online)