Мировая экономика
Статья посвящена анализу торговых соглашений в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и оценке перспектив развития региональной торговли. В условиях возрастающей роли АТР в мировой экономике, изучение механизмов торговой интеграции и выявление наиболее эффективных моделей экономического сотрудничества приобретает особую актуальность. Научная новизна работы определяется системным подходом к изучению торговых соглашений в АТР, позволяющим выявить наиболее перспективные модели региональной интеграции. Целью исследования является комплексное изучение структуры, целей и результатов деятельности ведущих региональных торговых блоков, включая Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение (АПТА), Южноазиатскую зону свободной торговли (САФТА), зону свободной торговли АСЕАН (АФТА) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). В работе косвенно были использованы теория таможенных союзов Дж. Вайнера с фокусом на эффекте создания торговли и теория многоуровневого управления в контексте дополнения глобальных торговых соглашений региональными, которые обеспечивают более глубокий, но локальный характер торговли. В рамках исследования проводится сравнительный анализ торговых режимов, что позволяет выявить как общие тенденции, так и существенные различия в подходах к либерализации торговли и стимулированию экономического сотрудничества. Особое внимание уделяется выявлению факторов, препятствующих и способствующих развитию внутрирегиональной торговли. Кроме того, внимание уделяется анализу влияния тарифных и нетарифных барьеров на развитие внутрирегиональной торговли. Результаты исследования свидетельствуют о разной степени эффективности торговых соглашений в АТР. Ключевые выводы работы заключаются в выявлении факторов, определяющих эффективность торговых соглашений в АТР, и обосновании необходимости формирования торговой политики, учитывающей экономические особенности стран-участниц. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий развития региональной торговли, совершенствовании механизмов торговой политики и определении приоритетных направлений международного сотрудничества в АТР.
В статье рассматривается применение концепции «мягкой силы» во внешней политике России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) через призму сотрудничества в сфере ядерной медицины. Акцентируется внимание на деятельности ГК «Росатом», ведущего холдинга государства в сфере атомной энергетики, по распространению российских ядерных технологий и созданию объектов медицинской инфраструктуры в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Цель работы – выявить роль сотрудничества России со странами АТР через деятельность ГК «Росатом» в сфере ядерной медицины как инструмента реализации «мягкой силы» государства. Методология исследования включает в себя анализ документов, материалов из официальных источников и СМИ, сравнительный анализ программ ГК «Росатом» в странах АТР. В рамках исследования была использована концепция «мягкой силы», предложенная профессором Гарвардского университета Дж. Наем в 1990 г. и заключающаяся в достижении внешнеполитических целей через организацию взаимовыгодного сотрудничества и распространение влияния за счет создания позитивного имиджа государства. Во внешней политике России эта концепция интерпретируется как «гуманитарное сотрудничество». Одним из методов «мягкой силы» в российской внешней политике является продвижение российских технологий, связанных с мирным атомом, на международные рынки, в том числе рынки стран АТР. Ядерная медицина является одним из востребованных инновационных гуманитарных направлений сотрудничества государств. Научная новизна исследования заключается в применении концепции «мягкой силы» Дж. Ная к проектам ГК «Росатом» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Впервые проведено исследование проектов ГК «Росатом» в сфере ядерной медицины в странах АТР с точки зрения их использования в качестве инструментов реализации «мягкой силы» во внешней политике России. Главный вывод исследования заключается в том, что ГК «Росатом», предлагая передовые технологии в сфере диагностики и лечения различных заболеваний, способствует улучшению систем здравоохранения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, в свою очередь, формирует положительный имидж России как надежного партнера, укрепляет гуманитарные связи и создает благоприятную почву для развития сотрудничества в других областях атомной энергетики. Реализация проектов «Росатома» в сфере ядерной медицины демонстрирует потенциал данного направления для расширения позитивного влияния России в АТР с опорой на взаимовыгодное партнерство.
Цель работы заключается в выявлении и рассмотрении ключевых современных областей инфраструктурного и технологического развития российской Арктики, продвижение которых влияет на возможности перевозки арктического СПГ конечному потребителю в АТР в условиях ограничений. Поставлены задачи охарактеризовать российские арктические за пасы природного газа и выделить основные СПГ-проекты; рассмотреть причины, осложняющие производство, реализацию и доставку СПГ с российских арктических проектов; определить влияние современной международной обстановки на возможности России осуществлять экспорт арктического СПГ, охарактеризовать роль Северного морского пути (СМП) в его транспортировке в страны АТР. Потенциал увеличения российского арктического газа и реализации СПГ-проектов связан с долгосрочной перспективой выстраивания логистики экспорта газа на Восток, развитием российского флота ледового класса. Поскольку СМП становится все более привлекательным с точки зрения мировой экономики и торгов ли, интерес стран АТР к использованию пути растет. При этом при производстве и транспортировке СПГ необходимо учитывать не только экстремальные природно-климатические арктические условия, но и увеличение числа санкций с 2022 года, недостаточность транспортной инфраструктуры, значительную географическую протяженность маршрута СМП, сложность обеспечения круглогодичной транспортировки СПГ на рынки АТР, риски из-за переориентации рынков сбыта, капитало- и ресурсоемкость проектов. Тем не менее санкционная поли тика имеет положительные последствия для России, в частности, в вопросе импортозамещения некоторых компонентов и дета лей с помощью отечественных производств, улучшения характеристик ледокольного флота и развития инфраструктуры, налаживания более эффективного сотрудничества с внерегиональными государствами. добычи Несмотря на санкционное давление, технологические и логистические ограничения, значение СМП как коридора для перевозки национальных и международных грузов будет возрастать. Сделан вывод о перспективности расширения взаимодействия с азиатскими странами на основе существующего партнерства в рамках транспортировки СПГ по СМП. При этом необходимо учитывать трудности, связанные с организацией круглогодичной навигации в морях восточной части акватории СМП, высокие логистические затраты на ледокольную проводку и влияние вторичных санкций. Продвижению СМП как марш рута перевозки СПГ в восточном направлении будет способствовать строительство судов различного класса, налаживание производства отечественных судостроительных компонентов, расширение портов, создание речных хабов на северных реках, внедрение дополнительных мер государственной поддержки.
Проблема незаконного оборота наркотических средств в Азиатско-Тихоокеанском регионе является острой и многогранной, имеет собственную специфику, обоснованную культурными и историческими особенностями. Объединяя национальные усилия по решению этого вопроса, страны Азиатско-Тихоокеанского региона укрепляют диалог и взаимодействие в региональном формате. В работе будут рассмотрены конкретные примеры такого взаимодействия и их результаты. Не обойдем стороной также и сотрудничество в рамках международных и межправительственных организаций, которые играют важную роль в борьбе с наркоторговцами. Актуальность данного исследования объясняется тем, что несмотря на то, что проблема наркотиков для данного региона не является новой, но ущерб, наносимый населению, окружающей среде и экономике данных стран с каждым годом лишь растет. Меняются и формы наркоторговли: смешиваясь с другими видами преступной деятельности, она становится более проблематичной для отслеживания. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к исследованию проблемы, который включает как количественный, так и качественный анализ, а также сравнительное изучение различных стран АТР и их методов борьбы с наркотиками. Теоретические рамки исследования основаны на работах в области международного права, истории международных отношений и социологии, что позволяет глубже понять природу наркопреступности и возможные пути её сокращения. Исследуемая тематика довольно узкая, поэтому для ее изучения необходимы данные в самых различных сферах, начиная от истории, заканчивая вопросами уголовного и международного права. Основной целью данного исследования является анализ масштабов и особенностей незаконного оборота наркотических средств в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а также исследование механизмов сотрудничества между государствами в борьбе с этой угрозой. Важно выявить, как международные инициативы, региональные соглашения и двусторонние отношения влияют на эффективность борьбы с наркоторговлей. Задачи исследования включают анализ исторических предпосылок, повлиявших на распространение наркоторговли в данном регионе; изучение текущего состояния проблемы незаконного оборота наркотиков в АТР, включая статистические данные и признанные тенденции; анализ законодательных и правоприменительных мер, принятых различными государствами региона; анализ источников и основных международных соглашений, действующих в данной сфере; рассмотрение роли международных организаций и инициатив, таких как ООН, АСЕАН, Шанхайская организация сотрудничества, в координации действий стран региона; оценка роли таможенных и правоохранительных органов и их объединений в решении данной проблемы. Также в рамках исследования предлагается ответить на следующий вопрос: в какой мере политизация международных инструментов противодействия наркотрафику подрывает способность государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к формированию эффективных региональных моделей сотрудничества, основанных на принципах неделимости безопасности и учета исторической специфики? В исследовании будут задействованы несколько теоретических подходов. Прежде всего, это подходы международного права, которые рассматривают ответственность государств за борьбу с транснациональной преступностью. Кроме того, будут применены социологические и экономические теории, анализирующие факторы, которые способствуют распространению наркоторговли, такие как бедность, коррупция и социальная нестабильность. Для выполнения поставленных задач будут использованы разнообразные методы. В качестве основного можно при вести качественный анализ данных, который позволит оценить существующее регулирование и практику стран региона. Также будет применен количественный подход для статистической обработки информации о наркоторговле, а именно: работа с отчетами международных организаций, правительственными документами и исследовательскими работами. Метод сравнительного анализа поможет выявить сильные и слабые стороны различных стран в борьбе с проблемой. При подготовке данного исследования были задействованы различные источники. Во-первых, это основополагающие международные договоры ООН, такие как Единая конвенция о наркотических средствах 1961. Источником статистических данных послужил ежегодный Всемирный доклад о наркотиках УНП ООН, а также Отчет о незаконной торговле WCO. Были проанализированы работы отечественных и зарубежных специалистов по праву и социологии, а также исследования, опубликованные в специализированных журналах по вопросам безопасности и транснациональной преступности, а также статьи, касающиеся успешных практик сотрудничества государств в борьбе с наркотиками, обращая особое внимание на примеры из стран, имеющих схожий контекст с АТР.
Научные дискуссии
Панельная дискуссия Англосаксонского клуба НСО МГИМО, состоявшаяся 25 апреля 2025 года, под названием «300 лет противостояния: как строить отношения с англосаксами», стала важной площадкой для всестороннего анализа многолетнего противостояния и современных вызовов в российско-англосаксонских отношениях. Обсуждались вопросы международной безопасности, дипломатии, санкций, а также стратегического партнерства и многополярности в условиях современного международного кризиса, с особым акцентом на российско- американские и российско-британские связи. В ходе обсуждения эксперты рассмотрели влияние российского фактора на внутриполитическую повестку США и Великобритании, включая санкционное давление, шпионские скандалы и украинский кризис, которые существенно осложняют диалог и требуют новых дипломатических подходов. Анализировались текущие тенденции в международной дипломатии, вопросы ядерного разоружения, роль НАТО и перспективы много полярности в современном мире. Особое внимание было уделено роли Канады, где украинская диаспора оказывает значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, что осложняет двусторонние отношения с Россией. Важной частью дискуссии стал анализ российско-британских отношений, отмеченных цикличностью, шпионски ми скандалами, санкционной политикой и влиянием постимперских и ирландских факторов, в том числе через призму Белфастского соглашения и Brexit. Участники подчеркнули, что Великобритания выступает идейным архитектором антироссийского консенсуса, активно поддерживая санкции, военное сотрудничество с Украиной и формируя негативный нарратив о «российской угрозе» в рамках ЕС и НАТО. В то же время экс перты отметили скрытую конкуренцию между США и Великобританией за лидерство в антироссийской повестке, а также подчеркнули необходимость прагматичного подхода и трезвого реализма в выстраивании отношений с Лондоном. Обсуждалась также роль бывших британских колоний, таких как Индия, в современной мировой политике и их отношение к России как потенциальному экономическому и стратегическому партнеру. Эксперты отметили, что Россия должна активно использовать возможности для расширения сотрудничества с этими странами. Особое внимание было уделено влиянию общественного мнения в США на формирование внешней политики, поддержке санкций и восприятию России как ключевого соперника. Было отмечено, что общественное мнение оказывает значительное влияние на решения Конгресса и администрации, а также на перспективы отмены или сохранения санкций. В заключительной части дискуссии были рассмотрены перспективы развития НАТО, его внутренние противоречия и влияние на архитектуру европейской и глобальной безопасности, включая тему узурпаторства в Европе. Эксперты сошлись во мнении, что будущее альянса во многом зависит от трансформации внешнеполитических приоритетов США и консенсуса среди стран-участников по вопросу России. Изучение опыта стран спустя столетия позволяет глубже понять приоритеты и принципы российско-американских и российско-британских отношений, учесть успешные и неудачные дипломатические шаги, а также выявить факторы, определяющие уровень международных отношений между государствами с различными интересами. Проведение дискуссии способствовало углублению понимания многоуровневых аспектов российско-англосаксонских отношений, стимулировало обмен мнениями между экспертами и молодыми исследователя ми, а также подчеркнуло важность выработки новых форматов взаимодействия, основанных на национальных интересах, прагматизме и балансе. дипломатическом Проведение панельной дискуссии способствовало росту интереса начинающих исследователей к тенденциям внешней политики России, США, Великобритании и обмену позициями как между экспертами, так и студентами.
ISSN 2949-6365 (Online)