Preview

Международный аспект

Расширенный поиск
Том 5, № 3 (2024): АТР: Где бьется сердце мировой экономики
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

Мировая экономика

5-21 15
Аннотация

Статья посвящена анализу торговых соглашений в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и оценке перспектив развития региональной торговли. В условиях возрастающей роли АТР в мировой экономике, изучение механизмов торговой интеграции и выявление наиболее эффективных моделей экономического сотрудничества приобретает особую актуальность. Научная новизна работы определяется системным подходом к изучению торговых соглашений в АТР, позволяющим выявить наиболее перспективные модели региональной интеграции. Целью исследования является комплексное изучение структуры, целей и результатов деятельности ведущих региональных торговых блоков, включая Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение (АПТА), Южноазиатскую зону свободной торговли (САФТА), зону свободной торговли АСЕАН (АФТА) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). В работе косвенно были использованы теория таможенных союзов Дж. Вайнера с фокусом на эффекте создания торговли и теория многоуровневого управления в контексте дополнения глобальных торговых соглашений региональными, которые обеспечивают более глубокий, но локальный характер торговли. В рамках исследования проводится сравнительный анализ торговых режимов, что позволяет выявить как общие тенденции, так и существенные различия в подходах к либерализации торговли и стимулированию экономического сотрудничества. Особое внимание уделяется выявлению факторов, препятствующих и способствующих развитию внутрирегиональной торговли. Кроме того, внимание уделяется анализу влияния тарифных и нетарифных барьеров на развитие внутрирегиональной торговли. Результаты исследования свидетельствуют о разной степени эффективности торговых соглашений в АТР. Ключевые выводы работы заключаются в выявлении факторов, определяющих эффективность торговых соглашений в АТР, и обосновании необходимости формирования торговой политики, учитывающей экономические особенности стран-участниц. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий развития региональной торговли, совершенствовании механизмов торговой политики и определении приоритетных направлений международного сотрудничества в АТР.

22-31 7
Аннотация

В статье рассматривается применение концепции «мягкой силы» во внешней политике России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) через призму сотрудничества в сфере ядерной медицины. Акцентируется внимание на деятельности ГК «Росатом», ведущего холдинга государства в сфере атомной энергетики, по распространению российских ядерных технологий и созданию объектов медицинской инфраструктуры в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Цель работы – выявить роль сотрудничества России со странами АТР через деятельность ГК «Росатом» в сфере ядерной медицины как инструмента реализации «мягкой силы» государства. Методология исследования включает в себя анализ документов, материалов из официальных источников и СМИ, сравнительный анализ программ ГК «Росатом» в странах АТР. В рамках исследования была использована концепция «мягкой силы», предложенная профессором Гарвардского университета Дж. Наем в 1990 г. и заключающаяся в достижении внешнеполитических целей через организацию взаимовыгодного сотрудничества и распространение влияния за счет создания позитивного имиджа государства. Во внешней политике России эта концепция интерпретируется как «гуманитарное сотрудничество». Одним из методов «мягкой силы» в российской внешней политике является продвижение российских технологий, связанных с мирным атомом, на международные рынки, в том числе рынки стран АТР. Ядерная медицина является одним из востребованных инновационных гуманитарных направлений сотрудничества государств.  Научная новизна исследования заключается в применении концепции «мягкой силы» Дж. Ная к проектам ГК «Росатом» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Впервые проведено исследование проектов ГК «Росатом» в сфере ядерной медицины в странах АТР с точки зрения их использования в качестве инструментов реализации «мягкой силы» во внешней политике России. Главный вывод исследования заключается в том, что ГК «Росатом», предлагая передовые технологии в сфере диагностики и лечения различных заболеваний, способствует улучшению систем здравоохранения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Это, в свою очередь, формирует положительный имидж России как надежного партнера, укрепляет гуманитарные связи и создает благоприятную почву для развития сотрудничества в других областях атомной энергетики. Реализация проектов «Росатома» в сфере ядерной медицины демонстрирует потенциал данного направления для расширения позитивного влияния России в АТР с опорой на взаимовыгодное партнерство.

32-50 9
Аннотация

Цель работы заключается в выявлении и рассмотрении ключевых современных областей инфраструктурного и технологического развития российской Арктики, продвижение которых влияет на возможности перевозки арктического СПГ конечному потребителю в АТР в условиях ограничений. Поставлены задачи охарактеризовать российские арктические за пасы природного газа и выделить основные СПГ-проекты; рассмотреть причины, осложняющие производство, реализацию и доставку СПГ с российских арктических проектов; определить влияние современной международной обстановки на возможности России осуществлять экспорт арктического СПГ, охарактеризовать роль Северного морского пути (СМП) в его транспортировке в страны АТР. Потенциал увеличения российского арктического газа и реализации СПГ-проектов связан с долгосрочной перспективой выстраивания логистики экспорта газа на Восток, развитием российского флота ледового класса. Поскольку СМП становится все более привлекательным с точки зрения мировой экономики и торгов ли, интерес стран АТР к использованию пути растет. При этом при производстве и транспортировке СПГ необходимо учитывать не только экстремальные природно-климатические арктические условия, но и увеличение числа санкций с 2022 года, недостаточность транспортной инфраструктуры, значительную географическую протяженность маршрута СМП, сложность обеспечения круглогодичной транспортировки СПГ на рынки АТР, риски из-за переориентации рынков сбыта, капитало- и ресурсоемкость проектов. Тем не менее санкционная поли тика имеет положительные последствия для России, в частности, в вопросе импортозамещения некоторых компонентов и дета лей с помощью отечественных производств, улучшения характеристик ледокольного флота и развития инфраструктуры, налаживания более эффективного сотрудничества с внерегиональными государствами. добычи Несмотря на санкционное давление, технологические и логистические ограничения, значение СМП как коридора для перевозки национальных и международных грузов будет возрастать. Сделан вывод о перспективности расширения взаимодействия с азиатскими странами на основе существующего партнерства в рамках транспортировки СПГ по СМП. При этом необходимо учитывать трудности, связанные с организацией круглогодичной навигации в морях восточной части акватории СМП, высокие логистические затраты на ледокольную проводку и влияние вторичных санкций. Продвижению СМП как марш рута перевозки СПГ в восточном направлении будет способствовать строительство судов различного класса, налаживание производства отечественных судостроительных компонентов, расширение портов, создание речных хабов на северных реках, внедрение дополнительных мер государственной поддержки.

51-67 33
Аннотация

Проблема незаконного оборота наркотических средств в Азиатско-Тихоокеанском регионе является острой и многогранной, имеет собственную специфику, обоснованную культурными и историческими особенностями. Объединяя национальные усилия по решению этого вопроса, страны Азиатско-Тихоокеанского региона укрепляют диалог и взаимодействие в региональном формате. В работе будут рассмотрены конкретные примеры такого взаимодействия и их результаты. Не обойдем стороной также и сотрудничество в рамках международных и межправительственных организаций, которые играют важную роль в борьбе с наркоторговцами. Актуальность данного исследования объясняется тем, что несмотря на то, что проблема наркотиков для данного региона не является новой, но ущерб, наносимый населению, окружающей среде и экономике данных стран с каждым годом лишь растет. Меняются и формы наркоторговли: смешиваясь с другими видами преступной деятельности, она становится более проблематичной для отслеживания. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к исследованию проблемы, который включает как количественный, так и качественный анализ, а также сравнительное изучение различных стран АТР и их методов борьбы с наркотиками. Теоретические рамки исследования основаны на работах в области международного права, истории международных отношений и социологии, что позволяет глубже понять природу наркопреступности и возможные пути её сокращения. Исследуемая тематика довольно узкая, поэтому для ее изучения необходимы данные в самых различных сферах, начиная от истории, заканчивая вопросами уголовного и международного права. Основной целью данного исследования является анализ масштабов и особенностей незаконного оборота наркотических средств в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), а также исследование механизмов сотрудничества между государствами в борьбе с этой угрозой. Важно выявить, как международные инициативы, региональные соглашения и двусторонние отношения влияют на эффективность борьбы с наркоторговлей. Задачи исследования включают анализ исторических предпосылок, повлиявших на распространение наркоторговли в данном регионе; изучение текущего состояния проблемы незаконного оборота наркотиков в АТР, включая статистические данные и признанные тенденции; анализ законодательных и правоприменительных мер, принятых различными государствами региона; анализ источников и основных международных соглашений, действующих в данной сфере; рассмотрение роли международных организаций и инициатив, таких как ООН, АСЕАН, Шанхайская организация сотрудничества, в координации действий стран региона; оценка роли таможенных и правоохранительных органов и их объединений в решении данной проблемы. Также в рамках исследования предлагается ответить на следующий вопрос: в какой мере политизация международных инструментов противодействия наркотрафику подрывает способность государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к формированию эффективных региональных моделей сотрудничества, основанных на принципах неделимости безопасности и учета исторической специфики? В исследовании будут задействованы несколько теоретических подходов. Прежде всего, это подходы международного права, которые рассматривают ответственность государств за борьбу с транснациональной преступностью. Кроме того, будут применены социологические и экономические теории, анализирующие факторы, которые способствуют распространению наркоторговли, такие как бедность, коррупция и социальная нестабильность. Для выполнения поставленных задач будут использованы разнообразные методы. В качестве основного можно при вести качественный анализ данных, который позволит оценить существующее регулирование и практику стран региона. Также будет применен количественный подход для статистической обработки информации о наркоторговле, а именно: работа с отчетами международных организаций, правительственными документами и исследовательскими работами. Метод сравнительного анализа поможет выявить сильные и слабые стороны различных стран в борьбе с проблемой. При подготовке данного исследования были задействованы различные источники. Во-первых, это основополагающие международные договоры ООН, такие как Единая конвенция о наркотических средствах 1961. Источником статистических данных послужил ежегодный Всемирный доклад о наркотиках УНП ООН, а также Отчет о незаконной торговле WCO. Были проанализированы работы отечественных и зарубежных специалистов по праву и социологии, а также исследования, опубликованные в специализированных журналах по вопросам безопасности и транснациональной преступности, а также статьи, касающиеся успешных практик сотрудничества государств в борьбе с наркотиками, обращая особое внимание на примеры из стран, имеющих схожий контекст с АТР.

Научные дискуссии

68-78 55
Аннотация

Панельная дискуссия Англосаксонского клуба НСО МГИМО, состоявшаяся 25 апреля 2025 года, под названием «300 лет противостояния: как строить отношения с англосаксами», стала важной площадкой для всестороннего анализа многолетнего противостояния и современных вызовов в российско-англосаксонских отношениях. Обсуждались вопросы международной безопасности, дипломатии, санкций, а также стратегического партнерства и многополярности в условиях современного международного кризиса, с особым акцентом на российско- американские и российско-британские связи. В ходе обсуждения эксперты рассмотрели влияние российского фактора на внутриполитическую повестку США и Великобритании, включая санкционное давление, шпионские скандалы и украинский кризис, которые существенно осложняют диалог и требуют новых дипломатических подходов. Анализировались текущие тенденции в международной дипломатии, вопросы ядерного разоружения, роль НАТО и перспективы много полярности в современном мире. Особое внимание было уделено роли Канады, где украинская диаспора оказывает значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, что осложняет двусторонние отношения с Россией. Важной частью дискуссии стал анализ российско-британских отношений, отмеченных цикличностью, шпионски ми скандалами, санкционной политикой и влиянием постимперских и ирландских факторов, в том числе через призму Белфастского соглашения и Brexit. Участники подчеркнули, что Великобритания выступает идейным архитектором антироссийского консенсуса, активно поддерживая санкции, военное сотрудничество с Украиной и формируя негативный нарратив о «российской угрозе» в рамках ЕС и НАТО. В то же время экс перты отметили скрытую конкуренцию между США и Великобританией за лидерство в антироссийской повестке, а также подчеркнули необходимость прагматичного подхода и трезвого реализма в выстраивании отношений с Лондоном. Обсуждалась также роль бывших британских колоний, таких как Индия, в современной мировой политике и их отношение к России как потенциальному экономическому и стратегическому партнеру. Эксперты отметили, что Россия должна активно использовать возможности для расширения сотрудничества с этими странами. Особое внимание было уделено влиянию общественного мнения в США на формирование внешней политики, поддержке санкций и восприятию России как ключевого соперника. Было отмечено, что общественное мнение оказывает значительное влияние на решения Конгресса и администрации, а также на перспективы отмены или сохранения санкций. В заключительной части дискуссии были рассмотрены перспективы развития НАТО, его внутренние противоречия и влияние на архитектуру европейской и глобальной безопасности, включая тему узурпаторства в Европе. Эксперты сошлись во мнении, что будущее альянса во многом зависит от трансформации внешнеполитических приоритетов США и консенсуса среди стран-участников по вопросу России. Изучение опыта стран спустя столетия позволяет глубже понять приоритеты и принципы российско-американских и российско-британских отношений, учесть успешные и неудачные дипломатические шаги, а также выявить факторы, определяющие уровень международных отношений между государствами с различными интересами. Проведение дискуссии способствовало углублению понимания многоуровневых аспектов российско-англосаксонских отношений, стимулировало обмен мнениями между экспертами и молодыми исследователя ми, а также подчеркнуло важность выработки новых форматов взаимодействия, основанных на национальных интересах, прагматизме и балансе. дипломатическом Проведение панельной дискуссии способствовало росту интереса начинающих исследователей к тенденциям внешней политики России, США, Великобритании и обмену позициями как между экспертами, так и студентами.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6381 (Print)
ISSN 2949-6365 (Online)