Международные отношения
В 2013 году Судзуки Кадзуто предположил, что региональные космические организации Японии и Китая, изначально созданные в качестве дипломатических инструментов регионального противостояния, переходят к взаимодействию. Данная статья посвящена поиску возможных точек для сближения APRSAF и APSCO с точки зрения астрополитики. Для этого анализируется деятельность организаций в период с 2013 по 2023 года, проводится сравнительная характеристика программ, дается оценка характеру их взаимодействия. Ранее подобный сравнительный анализ с фокусом на конкретных программах и случаях взаимодействия в указанных временных рамках не проводился. В соответствии с концепцией астрополитики Китай и Япония определяются как космическая держава и автономная космическая нация соответственно. Государства участвуют в региональном противостоянии в попытках максимизировать свою космическую мощь, ограниченный ресурс, который выстраивается из совокупности всех космических программ и возможностей каждого государства. Было установлено, что сфера регионального влияния двух организаций пересекается лишь частично. В случае с APSCO в деятельность вовлечено восемь стран: Бангладеш, Иран, Китай, Монголия, Таиланд, Турция, Пакистан и Перу. Среди наиболее активных участников APRSAF были выделены: Австралия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Малайзия, Корея, Сингапур, Таиланд, Япония, Монголия и Филиппины. Всего за время своего существования двумя организациями было разработано 12 инициатив, по шесть с каждой стороны. В силу хронологических рамок, внимание было сконцентрировано на трех сферах, в которых организации обозначили свое присутствие: борьба со стихийными бедствиями, мониторинг окружающей среды и космическое право. Во всех трех сферах инициативы APSCO и APRSAF фокусируются на практически идентичных вопросах в рамках одного региона, и взаимодействие гипотетически могло бы способствовать более качественным результатам. Однако организации воздерживаются от каких-либо форм сотрудничества и, таким образом, продолжают быть дипломатическими инструментами Китая и Японии, используемыми для укрепления своих позиций в регионе. Факт посещения Китаем и APSCO японского форума можно объяснить более широкой стратегией Китая по утверждению своего присутствия во всех организациях и диалогах, связанных с космической сферой с тем, чтобы закрепить свой статус современного центра космической деятельности.
Статья посвящена проблематике сепаратизма в Королевстве Испания, в ней исследуются факторы, влияющие на характер отношений Каталонии с центральным правительством страны. Проблему каталонского сепаратизма нельзя рассматривать в отрыве от исторического контекста формирования испанского государства, так как именно он является одним из ключевых факторов сепаратистских настроений и процессов в Каталонии. Не менее существенную роль играет культурный фактор, в особенности каталанский язык и национальное самосознание каталонцев. Среди факторов трансформации каталонского регионализма в сепаратизм выделяются следующие: глобальный экономический кризис, серьезно усугубивший ситуацию в регионе; конституционный кризис; внутриполитический кризис, в частности, проблема административно-территориального устройства Испании — региональная асимметрия; отсутствие соответствующего ответа испанского правительства на усиление националистических настроений и распространение сепаратистских идей.
Мировая экономика
В настоящий момент Франция оказывает огромное политическое и экономическое влияние на страны Западной и Центральной Африки через зону франка — валютный союз Франции и ее бывших африканских колоний, в котором используется валюта «франк КФА», привязанная к основной валюте Франции (в настоящий момент евро). Франк КФА был введен в качестве денежной единицы в 1945 г., когда страны Западной и Центральной Африки еще были французскими колониями. Тогда французское правительство решило препятствовать деколонизации путем использования финансовых методов влияния – валютного союза. Одним из принципов функционирования зоны франка является требование для африканских государств хранить часть своих валютных резервов во Франции. Именно этот принцип вызывает наибольшее возмущение не только в Африке, но и на европейском континенте. Противники зоны франка отмечают, что бывшие колонии до сих пор платят «дань» французскому правительству. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы установить причины успеха Франции в сохранении зоны франка, а также в том, чтобы определить выгоды, которые получает Франция, и убытки, которые несут африканские страны от сохранения системы франка КФА. В ходе исследования были сделаны следующие выводы: основными причинами успеха Франции в Западной и Центральной Африке являются слабое экономическое развитие региона; стремление элит стран региона получать помощь от бывшей метрополии, в т.ч. для личного обогащения. Франк КФА представляет собой единственный случай сохранения колониальной денежной единицы, с помощью которой «старыми методами» до настоящего времени продолжается экономическая эксплуатация Западной и Центральной Африки. Для Франции зона франка дает возможность сохранить политическое и экономическое влияние в регионе. Для африканских стран такая система мешает их развитию, изымая значительную часть национальных ресурсов из экономики и направляя их во Францию
Молодежное сотрудничество стран БРИКС в сфере экологии — тема, не получившая достаточного освещения в современной российской и зарубежной науке. Целью данной статьи является выявление основных проблем и перспектив молодежного сотрудничества в сфере экологии на основе общей характеристики этого сотрудничества и анализа современных тенденций взаимодействия молодежных организаций стран БРИКС. В силу преимущественно экстенсивного экономического развития государства БРИКС сталкиваются с общими экологическими проблемами, такими как: климатические изменения, снижение видового разнообразия, загрязнение воздуха и водных объектов. Однако разработка единой концепции экологической политики стран БРИКС — задача, которую этому межгосударственному объединению еще предстоит разрешить. Еще одним перспективным направлением совместной деятельности стран БРИКС является развитие молодежного сотрудничества, однако, можно заметить, что экологическая повестка пока не стала центральным вопросом в молодежных проектах БРИКС. В результате исследования было выяснено, что наиболее значимой проблемой является несовершенство самой концепции существующих молодежных проектов БРИКС. Зачастую решения, принимаемые делегатами, носят декларативный характер и не оказывают реального влияния на экологическую политику государств, так как не обеспечена прочная связь молодежных проектов, государственных органов и бизнес-сообщества. Существует также неравномерность развития и различия в приоритетах молодежной политики разных стран блока БРИКС, что может затруднять их молодежное сотрудничество. Кроме того, наблюдается нехватка финансирования для реализации различных молодежных проектов, в том числе экологических инициатив. Тенденция медиатизации деятельности молодежных организаций ставит перед БРИКС задачу создания интерактивного медиаресурса для информирования общественности о деятельности и достижениях сообщества и обеспечения взаимодействия участников в онлайн-формате. Таким образом, молодежное сотрудничество стран БРИКС в экологической сфере является достаточно перспективным направлением, которое необходимо развивать, основываясь на принципах преемственности, равного диалога и поддержки со стороны государств блока БРИКС.
ISSN 2949-6365 (Online)