Preview

Международный аспект

Расширенный поиск
Том 3, № 4 (2022)

История международных отношений

4-24 307
Аннотация

В данной статье рассматривается сотрудничество Святого Престола и фашистского режима в Италии в 1922–1943 гг. Актуальность проведённого исследования состоит в том, что вопрос отношений католицизма и фашизма и по сей день остаётся крайне неоднозначным. Несмотря на то, что, на первый взгляд, идеологические основы фашизма и католические постулаты кардинально отличаются друг от друга и кажутся несовместимыми, у Ватикана и режима Муссолини нашлись точки соприкосновения, что сделало сотрудничество выгодным для обеих сторон. Более того, тема отношений Святого Престола и фашистской Италии в первой половине XX в. в российской научной литературе в полной мере не освещена. Целью исследования является изучение сотрудничества фашистской Италии и Святого престола в 1922–1943 гг. Были выделены следующие исследовательские задачи: проследить историю отношений фашистской партии и Ватикана в момент становления диктатуры Муссолини, изучить факт решения римского вопроса правительством Муссолини и заключения Латеранских соглашений в 1929 г., остановиться на внешнеполитических событиях, повлиявших на отношения Ватикана и Италии в 1930-е гг., рассмотреть религиозно-идеологический вопрос соотношения фашизма и католичества, а также сопоставить внешнюю политику Италии и Святого Престола в годы Второй мировой войны до свержения Муссолини в 1943 году. Статья основана на комплексном анализе различных источников и исследований ученых по данной теме и призвана оценить взаимоотношения Святого Престола и Италии в указанный период. Автор приходит к выводу о том, что политика Ватикана в период 1922–1943 гг. противоречива. Несмотря на свою традиционную духовную роль, Святой Престол сотрудничал с фашистским режимом на протяжении более чем двадцати лет, невзирая на его жестокие и кровопролитные методы. У Ватикана и фашистской Италии тем не менее нашлись точки соприкосновения, сделавшие их сотрудничество эффективным и довольно плодотворным для обеих сторон. Оно было взаимовыгодным и позволило как Ватикану, так и Италии достичь своих политических целей.

Мировая экономика

24-47 275
Аннотация

Данная статья посвящена деятельности Европейского центрального банка (далее – ЕЦБ) в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг., Европейского долгового кризиса 2010-2012 гг., долгого посткризисного восстановления, пандемии COVID-19 и текущей экономической обстановки. Необходимость справляться с кризисными явлениями в Еврозоне не раз побуждала ЕЦБ расширять арсенал своих инструментов, прибегая к неконвенциональным рычагам, что актуально и в настоящее время. В работе авторы рассматривают такие нестандартные инструменты ЕЦБ, как программы покупки активов, новые элементы в отношении операций долгосрочного рефинансирования и инструмент трансмиссионной защиты. Авторы ставят цель оценить потенциал нестандартных инструментов ЕЦБ в борьбе с кризисами и посткризисном восстановлении. Новизна данного исследования заключается в систематизации и обобщении опыта применения ЕЦБ нестандартных инструментов во время кризисов XXI века. Задействованный метод компаративного анализа позволил проследить эволюцию реакции ЕЦБ на рассматриваемые в работе кризисы. Методы экономического анализа и систематизации статистических данных, а также использование работ других исследователей позволили структурировать информацию об антикризисной политике ЕЦБ. Авторы рассматривают, как трансформировался инструментарий ЕЦБ: какие неконвенциональные инструменты использует ЕЦБ и что нового было введено в отношении стандартных инструментов. Оценивается положительный эффект от использования новых инструментов — авторами было отмечено, что именно нестандартные инструменты денежно-кредитной политики позволили оперативно справиться с кризисами. Кроме того, в работе уделяется внимание рискам и недостаткам, сопряженным с применением подобных нестандартных рычагов денежно-кредитной политики в Еврозоне.

48-69 526
Аннотация

В 2015 г. было подписано Парижское соглашение, цель которого – сокращение эмиссии парниковых газов, более 78,9% которых приходится на энергетический сектор. Предпосылками энергоперехода также являются истощаемость ресурсов, угроза «голландской болезни», износ «традиционных» электростанций, последствия выработки соединений азота и серы. Россия занимает четвертое место в мире по выработке ядерной энергии. Доля атомных электростанций в общей выработке электроэнергии в 2021 г. составила 19.96%, в мире – 10%. Ввиду пандемии Covid-19 производство электроэнергии и добыча урана сократились повсеместно, однако уже к 2021 г. отрасль восстановила объемы выработки. Перспективными направлениями развития атомной энергетики в России являются: реконструкция имеющихся станций, развитие атомной энергетики на Чукотке, Забайкальском крае, республике Бурятия, Красноярском крае. География страны позволяет безопасно строить новые АЭС благодаря расположению в пределах евразийской литосферной плиты. В Российской Федерации имеются крупные залежи урана. Тем не менее, зависимость от импортного оборудования, строительных материалов и социально-экономические особенности страны негативно влияют на развитие ядерной промышленности. В современных реалиях Российской Федерации необходимо бороться с зависимостью от истощаемых ресурсов, диверсифицировать энергетическую отрасль, сокращать вредные выбросы, модернизировать станции, уменьшая производственные издержки. Сможет атомная энергетика стать «зеленым» будущим нашей страны в контексте энергетического перехода?

Международные отношения

70-87 902
Аннотация

В статье анализируется эволюция отношений между ведущими державами в сфере исследования и освоения космического пространства, рассматриваются причины проблем кооперации, предпосылки и перспективы сотрудничества, а также вероятные трудности взаимодействия. Исследовательской задачей статьи является выявление, посредством анализа и синтеза, характерных черт взаимодействия ведущих мировых держав в вопросе освоения космоса. Методология исследования основана на изучении исторических тенденций развития космической отрасли и их сравнении с той геополитической ситуацией, которая сложилась на данный момент. Цель статьи — сформировать представление о взаимном влиянии геополитики на космос и космоса на геополитику и на человечество в целом. В первой части статьи представлен краткий экскурс в историю взаимоотношений России и США в космосе, акцентируется внимание на значимых ошибках в этих взаимоотношениях в ХХ в. Во второй части сопоставлены современная повестка и положение дел в прошлом, выявлены позитивные сдвиги. Далее представлен ряд совместных перспективных проектов ведущих национальных космических корпораций, которые либо уже были реализованы, либо будут осуществлены в будущем. В последней части статьи рассмотрены современные проблемы сотрудничества в вопросе исследования космоса, проводится сравнение с прошлым. Автор приходит к выводу, что космос, к которому люди вне зависимости от расы и этнической принадлежности на протяжении многих веков направляют свой взор, желая получить ответы на глубокие философские вопросы, должен служить консолидирующим фактором для всего разобщенного человечества.

88-107 287
Аннотация

Развитие отношений Соединённого Королевства со странами Индо-Тихоокеанского региона и наращивание в регионе британского военного присутствия являются главными задачами на пути реализации концепции «Глобальная Британия», предполагающую превращение Великобритании в одного из главных акторов международных отношений. Реализация концепции определяет основные параметры внешней политики Туманного Альбиона в среднесрочной перспективе, что делает проблему отношений Британии с Индо-Тихоокеанским регионом актуальной. В настоящей статье предпринята попытка оценить роль Соединённого Королевства в Индо-Тихоокеанском регионе и проанализировать формы взаимодействия со странами региона, а также определить пути и перспективы развития отношений. Статья фокусируется как на отношениях с отдельными странами региона (Япония, Индия, Китай), так и на взаимодействии с целыми интеграционными объединениями (АСЕАН, ВПТТП). Для анализа экономической составляющей отношений использованы: международные базы данных (The World Bank: Data, WTO Stats, SIPRI database и др.), доклады Комитета по международным делам Палаты общин (доклады про Индию, Китай и т.д.), а также другие правительственные публикации и данные (например, UK-ASEAN factsheet). Оценка путей и перспектив развития отношений дана на основе анализа современного состояния отношений и выявленных трендов в отношениях с опорой на работы экспертов, посвященных как взаимодействию Великобритании с отдельными странами, так и с регионом в целом. Автор приходит к выводам, что в Индо-Тихоокеанском регионе Соединённое Королевство преследует две цели на пути реализации концепции. Во-первых, наращивание собственной финансово-экономической мощи посредством развития экономических отношений со странами региона. Достигается эта цель путём заключения соглашений о свободной торговли или всеобъемлющем партнёрстве со странами региона, а также путём участия в интеграционных объединениях и инфраструктурных проектах. Во-вторых, Великобритания стремится сдерживать военно-политическую экспансию Китая через создание и укрепление различного рода военно-стратегических альянсов и объединений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6381 (Print)
ISSN 2949-6365 (Online)