Роль диаспор России в интеграционном процессе в ЕАЭС
Аннотация
Цель данной статьи – рассмотреть положительное влияние диаспор киргизов, армян, белорусов и казахов в России на интеграцию в рамках Евразийского Экономического Союза. Важность исследования объясняется тем, что ЕАЭС – наиболее динамично развивающаяся интеграционная группировка на постсоветском пространстве, и вклад в его развитие вносят или потенциально могут внести диаспоры, однако им уделяется мало внимания.
Диаспора отличается рядом признаков: сложной этнической идентичностью, происхождением в результате этнической миграции, противостоянием ассимиляции, связями со страной происхождения и пребывания, созданием собственных институтов. Диаспоры могут играть позитивную и деструктивную политическую роль в международных отношениях. При этом в диаспоре можно выделить элиты, которые могут иметь политическое влияние, и прочих членов диаспоры, которые устанавливают экономические и социальные связи со страной происхождения.
В качестве материала для рассмотрения позитивного вклада диаспор в евразийскую интеграцию были взяты выступления лидеров организаций диаспор, материалы СМИ, интервью дипломатов. Киргизская диаспора уделяет особое внимание обустройству трудовых мигрантов в России и решению их проблем. Армянская диаспора выступает с инициативами многосторонних форумов и экономического сближения. Белорусская диаспора концентрируется на деятельности Союзного Государства Беларуси и России больше, чем на деятельности ЕАЭС. Казахская диаспора не проявляет инициатив в евразийской интеграции.
В целом, наиболее активно себя проявляют киргизская и армянская диаспоры, что может быть объяснено их заинтересованностью в интеграционных процессах, а в случае с армянской диаспорой — также большим историческим опытом самоорганизации и взаимодействия со странами происхождения и пребывания. Для белорусской диаспоры в силу более длительного времени существования, обширной правовой базы, широкого круга областей интеграции и исторических связей с Россией проект Союзного Государства представляется более важным, чем ЕАЭС. Казахская диаспора менее консолидирована и не стремится влиять на текущие интеграционные процессы. В то же время, власти страны пребывания и стран происхождения используют потенциал диаспор в неполной мере.
Список литературы
1. Боришполец, К.П. Публичная дипломатия на пространстве ЕАЭС: осмысление феноме-на и тенденций развития // Вестник МГИМО-Университета – 2015. - 5(44). С. 42-55.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обраще-ния 13.05.2020)
3. Кандыбович, С. Л. Цивилизационное единство стран – основа обеспечения нацио-нальной безопасности России в рамках Союзного государства как части Евразийского экономического союза // Российский патриотизм: основы и приоритетные направле-ния развития – 2014. – С. 88-97.
4. Кондратьева, Т.С. К вопросу о понятии «диаспора»: дискуссия в научном сообществе // Актуальные проблемы Европы – 2009. - №4. С. 17-43.
5. Лошкарев, И .Д. Роль польской диаспоры в современной мировой политике (на приме-ре США): дисс. канд. политических наук. – М., 2019.
6. Лошкарев, И .Д. Роль диаспор в современной мировой политике // Вестник МГИМО-университета – 2015. – 2(41). С. 127-133.
Рецензия
Для цитирования:
Бурдина Е. Роль диаспор России в интеграционном процессе в ЕАЭС. Международный аспект. 2020;1(1):14-21.
For citation:
Burdina E. The Role of Diasporas of Russia in the EAEU Integration. International Aspect. 2020;1(1):14-21. (In Russ.)